Служба для вдохновения: картины челябинского пожарного известны даже в Европе («Вечерний Челябинск» 11.01.2018)

Опубликовано 15.01.2018 04:59

Мольберт, кисти, измазанные краской руки, несколько потерянный внешний вид и обязательно большой берет, сдвинутый слегка на бок, — таким, как правило, рисует примитивное воображение обычного человека образ художника. Художника, который живет в своем мире, слегка сумбурном и беспорядочном, не всегда логичном и немного странном. Однако одна встреча быстро переворачивает примитивно мыслящее сознание: оказывается, художник может быть другим — при погонах, в военной форме, дисциплинированным, ответственным, собранным, привыкшим жить по приказу, и что самое удивительное — готовым рисковать собственной жизнью ради спасения чужой.

 

- А в нашем подразделении работает талантливый и очень неординарный человек, - обмолвилась как-то сотрудница пресс-службы пожарно-спасательного гарнизона Ирина Шафеева. - Вообще, он долгое время работал пожарным, выезжал на тушение пожаров разной категории сложности, сейчас на пенсии, но продолжает трудиться. И при всем при том, он настоящий художник. У него даже регулярно проходят выставки в разных городах.

- Как интересно! А познакомьте, пожалуйста! Я про него материал подготовлю, - проявила я журналистскую наглость.

- С удовольствием! - откликнулась на мою просьбу сотрудница пресс-службы. - У нас как раз на днях намечается серьезное мероприятие, в котором будет участвовать и наш ценный кадр, можете присоединиться, там и познакомитесь.

Понимая, что нельзя упускать уникальную возможность познакомиться с пожарным-художником, с радостью согласилась.

Знакомство состоялось еще в последних числах декабря прошлого года. К назначенному времени подъехала к городскому пожарно-спасательному гарнизону.

- Сейчас дождемся всех участников мероприятия и поедем на озеро Смолино проверять, как рыбаки соблюдают правила безопасности, - такими словами встретила Ирина Шафеева на пороге службы. - А вот и наш художник Владимир Вейс.

- Здравствуйте! - скромно улыбнулся Владимир и шагнул в увитую замершим плющом беседку, которая расположена на территории пожарно-спасательного гарнизона Челябинска. - Это вы про меня статью писать будете?

Искренняя и открытая улыбка сотрудника третьего отряда противопожарной службы Владимира Вейса, пожалуй, никого не оставит равнодушным. С первых минут общения понимаешь: Владимир — человек начитанный, хорошо разбирающийся в искусстве и культуре, а еще очень интересный собеседник, который знает много необычных и любопытных фактов, и готовый поделиться своими знаниями.

Правда, с расспросами про творческое увлечение пришлось немного повременить. Служба есть служба, а потому первым делом отправились в рейд на озеро Смолино (репортаж о рейде был опубликован на нашем сайте в конце декабря. - Авт.). Распугав всех рыбаков на Смолино, приняли коллективное решение — вот теперь можно поговорить и про творчество. Правда, для этого Владимир предложил поехать в областную публичную библиотеку, где на тот момент завершалась выставка художников-экспрессионистов, среди работ которых были выставлены в том числе и картины Владимира Вейса.

- Выставка «Штрих» работает уже почти месяц, - стал рассказывать Владимир по дороге в челябинскую публичку. - Это художественная выставка российских немцев — художников со всего Уральского региона. Вот как раз сегодня она уезжает в Еманжелинск, какое-то время работы будут представлены там.

Художник родом из детства

Уже в областной публичной библиотеке с пристрастием начинаю пытать Владимира: откуда такой интерес к живописи? Где учились? Вообще с чего начался творческий путь?  

- Все началось еще в детстве, - стал вспоминать Владимир. - Честно говоря, в школе я учился средне, двоечником, конечно, не был, но и до отличника мне было далеко. И дело даже не в том, что мне не нравилось учиться. Просто тогда, в детстве, я сильно страдал от заикания, и учителя, понимая, насколько мне сложно отвечать у доски, почти не спрашивали меня. А я обижался и думал, мол, раз не спрашивают, значит и уроки учить не надо. А на контрольных и самостоятельных, когда что-то не получалось, списывал у отличницы нашего класса. Домой же приходил, кидал портфель в угол и бежал на хоккей. На уроках же я часто рисовал: в тетрадях, дневнике. 

- На школьных партах — тоже? - аккуратно пошутила я.

- Нет, что вы, всегда считал, что портить казенное имущество неправильно, - смущенно улыбаясь, заверил Владимир. - Я хоть и учился средне, но никогда не хулиганил. Для своих художественных увлечений выбирал исключительно бумажные поверхности. У меня, кстати, всегда дневник был самым разрисованным. Однажды мои рисунки увидел кто-то из знакомых, очень удивился и посетовал записаться в изостудию. У меня к тому времени уже были такие мысли, но я как-то не решался, а тут раз получил одобрение, решил рискнуть. Стал ходить на занятия, очень быстро втянулся, появились друзья, которые разделяли мои увлечения. И если других детей родители обычно заставляют ходить в художественную школу, то я сам всегда с удовольствием бежал на занятия, мне очень нравилось рисовать, учиться чему-то новому. Потом стали ездить в лес на этюды. Эти выезды меня особенно вдохновляли, мне казалось, это так романтично. Окончив школу, поступил в профессионально-техническое училище по специальности «художник-оформитель». Отучился, получил диплом.

А после завертелась совсем другая, взрослая жизнь: работа в цехе завода «Пластмасс», служба в армии. Однако творческая жилка везде находила выход. Во время работы на заводе, руководство, узнав о таланте своего сотрудника, постановило: с квалифицированными рабочими на предприятии дефицита нет, а вот художник-оформитель очень необходим. Поэтому Владимиру выделили небольшое помещение под мастерскую, обеспечили всем необходимым и дали возможность рисовать. Оценили художественные способности молодого призывника и в армии. Служить довелось в одной из воинских частей под Новосибирском, благодаря таланту Владимира часть всегда была красиво оформлена.

- Перед демобилизацией мне должны были присвоить звание младшего сержанта, - продолжил делиться воспоминаниями Владимир Вейс. - А я заявил: не надо звания, дайте лучше хорошую рекомендацию в художественное училище, чтобы мне было легче поступить. Рекомендации я получил очень хорошие. С легкостью поступил в художественное училище, после четырех лет обучения, в 1986 году, был принят в Челябинский творческий производственный комбинат Художественного фонда РСФСР. Но в начале 1990-х годов, во время перестройки, организация распалась. Пришлось начинать жизнь с чистого листа. В лихие девяностые довелось работать столяром, маляром.

Но от судьбы, как известно, не уйти. И она однажды привела на Копейский горводоканал, где Владимиру предложили заниматься покраской машин. Правда, очень быстро талантливого художника заметили и снова выделили хорошую мастерскую — и опять появилась возможность писать картины.

- На этот раз условия в мастерской позволяли творить по-крупному, - рассказал Владимир. - Я стал писать на больших полотнах и даже стал выставлять их в выставочном зале Союза художников.

Другой мир

 

- А на службу в пожарную охрану как попали? 

- Это отдельная и необычная история, - улыбаясь, заметил Владимир Вейс. - Однажды о моей выставке был подготовлен репортаж, который случайно попался на глаза тогдашнему начальнику 36-й пожарной части города Копейска Валерию Алексеевичу Бабкову. Он сумел узнать мой номер телефона, позвонил и заявил: «Пойдем к нам на службу, нам такие таланты нужны». Я какое-то время подумал, а потом поддался на уговоры. Но изначально в караул, куда меня звали, я не смог устроиться — не прошел медицинскую комиссию. Причина вполне понятная — мое заикание. Тогда мне предложили должность младшего инспектора, в обязанности которого входило проведение инструктажей по противопожарной тематике. Со временем благодаря этой работе и постоянному общению с людьми заикание прошло, и у меня появилась возможность перейти в пожарные. Меня перевили в караул: сначала служил в 36-й пожарной части Копейска, а в начале 2000-х годов перевелся в 27-ю пожарную часть, которая была расположена в Тракторозаводском районе Челябинска. Между выездами на пожары занимался оформлением части и при размешивании колеров краски разного цвета, стал находить для себя интересные образы и сюжеты на палитре. Так я увлекся монотипией, от которой потом и развился мой авторский стиль. Вот, казалось бы, пожар — это всегда чья-то трагедия, при этом, я всегда эти трагедии пропускал через себя. И в какой-то момент стал острее чувствовать жизнь, острее переживать какие-то эмоции, все это стало сказываться на творчестве. Ведь люди моей профессии живут на контрастах: одна жизнь — своя, привычная, размеренная, со своим бытом, а другая жизнь — на работе при постоянном риске. И многие люди удивляются, когда узнают, что привыкшие рисковать своими жизнями пожарные, пишут стихи, играют на гитаре, сочиняют песни. Но так пожарные восстанавливают душевные силы. Сложно ли творческому человеку служить в пожарной охране? Мне кажется, в этом нет никаких сложностей. Во-первых, любому человеку свойственно тянутся к чему-то прекрасному и высокому. А во-вторых, творчество — это другая сторона жизни, она выше всего остального. Всякий раз во время выездов на пожары я получал много разных эмоций, впечатлений — все это проходило через душу и не могло не отражаться на творческой стороне личности.

Найти свой путь

Именно служба в пожарной части, по словам Владимира, нашла отражение в технике картин. 

- Для простого обывателя техника, в которой вы работаете, не совсем привычная и не всегда понятная. Но картины все же производят сильное впечатление. Тем не менее, взгляду людей все же привычнее и доступнее пейзажи, портреты...

- Есть понятие «салонные картины», их видно сразу — закаты, восходы, пейзажи, лебеди, обнаженная натура, то есть то, что рассчитано на широкое потребление. К таким работам у настоящих художников и отношение соответствующее. Как говорил мой педагог изостудии Юрий Матвеевич Севостьянов, важно найти свой путь. 

- А как рождаются ваши картины? Сколько времени уходит на одну работу?

- Как и все во вселенной рождается из хаоса, так и я создаю свои образы и сюжеты, отбрасывая лишнее и добавив нужное. Известный монотипист Уильям Блейк очень легко и точно описал эту технику: «В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, в единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка...».  Работа создается иногда очень быстро, почти на одном дыхании и позволяет показать жизнь в движении. Кстати, чтобы так работать, нужно обязательно получить академическое художественное образование. Мне мои знания, полученные во время учебы в Челябинском художественном училище, очень помогают в создании образов. Но случается и по-другому. Набросаешь эскиз, а дальше дело не идет. Тогда откладываю работу, но желательно, чтобы она была на виду, поскольку порой бывает, что спустя какое-то время, проходя мимо эскиза, бросишь на него взгляд - и тут же ловишь образ, который должен в результате получиться. Например, так у меня было с картиной «Поцелуй». Сначала сделал только набросок, и никак не мог понять: что здесь за образ. А спустя время кинул взгляд на эскиз, и все встало на свои места - сделал лишь несколько мазков, и работа оказалась закончена.

- Кто первый видит и оценивает ваши новые работы?

- Моя супруга. Она — самый верный помощник и советчик. Кстати, названия к моим картинам чаще всего советует именно жена. 

Яркая, динамичная, талантливая, умеющая вдохновлять. А иначе и быть не может, ведь супруга Владимира Вейса, Ирина, тоже человек очень творческий: искусствовед, культуролог, преподаватель, а еще занимается созданием авторских кукол и авторских открыток.

- Она никогда не вмешивается в мое творчество, но всегда готова поддержать. Моя жена — главный ценитель моих работ, она, как никто другой, понимает, чем живет и дышит художник.

За годы своего творчества Владимир создал больше сотни произведений. Многие из них выставлялись в российских городах: Копейске, Челябинске, Златоусте, Коркино, Южноуральске, Миассе, Еманжелинске, Нязепетровске, Тобольске, Москве, Санкт-Петербурге. Живой отклик работы Владимира нашли и в сердцах жителей городов Германии. Как сам признается, количество прошедших за все годы выставок, в том числе персональных, сосчитать сложно. Да и стоит ли? Ведь дело не в количестве. Главное, что те, кто приходят на выставки Владимира Вейса могут увидеть мир таким, каким его видит художник-монотипист, попытаться его понять, принять, согласиться или поспорить. Каждая картина — попытка открыть людям другую реальность. И не важно, что эта реальность живет лишь на холсте и в красках, если пришедший на выставку хоть на минуту задержался у картины, значит, зацепило, значит, на одной волне с автором, значит, открыт ко всему новому.

- Пока мыслю, пока есть идеи и вдохновение, буду творить. Для меня это образ жизни, состояние души.

11.01.2018 17:00 

автор: Ирина ЯББАРОВА