Очередной выпуск радиопередачи об истории и культуре российских немцев (5.09.2015)

Опубликовано 15.09.2015 07:24

В Магнитогорске ежемесячно выходят в свет радиопередачи подготовленные Отделом немецкой культуры Дома дружбы народов, который возглавляет  Любовь Максимовна Черемухина-Миллер. Она подбирает историческую информацию по истории российских немцев, знакомит радиослушателей  с уникальными культурными традициям, обычаями и обрядами бытующими в семьях российских немцев. Сегодня наш сайт знакомит Вас с текстовой версией радиоэфира от 5-го сентября 2015 года.

Добрый день, дорогие друзья! Guten Tag, liebe Freunde! Вас приветствует отдел немецкой культуры Дома Дружбы народов. В эфире очередная передача о культуре, истории, обычаях и традициях российских немцев. Небольшая информация о текущих делах. 29 августа мы провели День памяти, посвященный жертвам политических репрессий. До этого посетили одиноких трудармейцев на дому. Почтили павших минутой молчания. Руководитель отдела рассказала о жизни и  судьбе репрессированных трудармейцев, живших в Магнитогорске. Использовались материалы семейных архивов, воспоминания  родных  и друзей. Встреча прошла в торжественной обстановке. Приятно было, что присутствовали люди разных поколений.

5-го сентября отдел проводит день открытых дверей. Приглашаем всех, кого интересует история, культура немцев России. Продолжаем набор в ансамбль немецкой песни «Нахтигаль»,  в группу по изучению немецкого языка для взрослых, в клуб по интересам «Сеньорен-клуб». Желательно иметь немецкие корни. Занятия проводятся бесплатно. Ждем вас 5-госентября с 11.00 до 15.00. Отдел немецкой культуры, Дом Дружбы народов, Московская, 17.

Ну а теперь вернемся к нашим обычаям и традициям. Из праздников выделяется в сентябре месяце:

16-17 сентября. Это праздники фонарей. Отмечаются в основном детьми. Возможны шествия детей с фонариками, лучше, если они сделаны руками самих детей. Дети вырезают из тыкв и реп головы, зачастую с жуткими гримасами, вставляют внутрь свечи и надевают репы на рукоятку, ходят по деревне и стараются напугать всех встречных. В этот день исполняется много песен о фонарях:

«Я иду с моим фонариком, и мой фонарик со мной.

Высоко наверху светят звезды, здесь внизу светим мы».

21-го сентября – день евангелиста Матвея. День осеннего равноденствия, старинный языческий праздник, с которого начинается наступление зимы.

29 сентября – день святого архангела Михаила, рыцаря-хранителя Германии. В этот день в католических церквях освящают плоды нового урожая. Женщины в белых платьях приносят в церковь корзины с плодами, зернами злаков, семенами и ставят перед статуей святого. Часто в этот день проводят выборы новых судей, глав магистратов. При этом сохраняются обычаи забрасывания новоизбранных старыми башмаками, капустными кочерыжками, яблоками. Бросание яблок восходит к магии плодородия и благословения: яблоки, которые новый бургомистр бросал в народ и которыми забрасывали его, предвещали счастье и богатство. В Михайлов день не работают в поле, не прядут, а устраивают хорошее пиршество: «Если поесть Михайлова гуся, то весь год не будет нужды в деньгах».

Вторая тема нашей передачи – «Судьбы людские». В прошлой передаче мы вели разговор о черном, переворотном дне немцев России. А ведь они поселились в Поволжье около 300 лет назад. Многие (из людей нашего поколения) не дожили до сегодняшнего дня, многие погибли в трудармии, и очень многие уехали на свою историческую родину, но часть людей осталось здесь в России.

Сегодня мы приоткроем тайны архива немцев Поволжья. Уникальная в своем роде работа хранится в Государственном историческом архиве немцев Поволжья. Составлена она собственноручно священником Готлибом Бератцем, пропавшем, но не забытым. Составитель озаглавил ее как «Списки колонистам-немцам, водворившихся в Поволжье в 1765-1767годах и некоторым протестантским колониям. Копии с оригиналов-списков Конторы опекунства иностранных в г. Саратове. Подлинники хранятся в архиве Саратовского губернского Правления. Копии сняты священником Готлибом Бератцъ».

Этот труд хранится в архиве, как особо ценный. Он помогает потомкам, чьи предки ранее проживали в Поволжье, восстанавливать свое родовое древо. Первоначальные сведения о Готлибе Бератце были получены именно из этих документов. На первой странице патер поместил свой экслибрис. На нем изображение автора, вернее составителя труда, год и место рождения (1871г. – Гебель на Волге), год выезда его предков в Россию (1766г. Из Майнца). Указан и год рукоположения в священники (1894г.,г. Саратов).

Списки открываются родной колонией Бератца – коронной колонией Усть-Грязнуха. В документе указано, что в 1767 году в колонию прибыло 76 семей (230 душ мужского и 99 – женского пола). Глава семьи Ренк Бертус Берацъ (так на слух записали фамилию русские писцы) – 27 лет от роду, жена – 25-ти лет, сын – 4-х недель. Далее указано было вероисповедание семьи – католическое, и место, откуда прибыла в Россию семья.

Долгие годы архивистам не удавалось найти другие сведения об этом человеке. Но все же нашли документ, который отчасти пролил свет на личность этого замечательного человека, священнослужителя и печальную участь, постигшую его в 1921 году. 3 мая 1921 в Губернский ревком Трудовой коммуны Области немцев Поволжья поступил документ «О необходимости конфисковать библиотеку и научные коллекции убитого священника Берац (так фамилия написана в тексте) и перевезти все в город Марксштадт. Марксштадт, ныне город Маркс, был столицей первой немецкой автономии.

Были конфискованы и самые необходимые для жизни и быта вещи: кровать, стулья, стол…  все, вплоть до нательного белья, «поповской сутаны», шляпы и «котелка». Из вещей, возможно представляющих интерес для новой власти пролетариев, были серебряные часы и очки в золотой оправе. Против них и увеличительной лупы были поставлены знаки вопроса. Что  они обозначают, никому неведомо.

Кем был он – священнослужитель Бератц? Была ли у него семья? Зачем конфисковали предметы быта? Может быть, в связи с арестом семья священника была изгнана из дома? И почему арестованный властями священник попал в список пропавших лиц? Позже выяснилось, что в списке указан, как «пропавшее лицо» Готлиб Бератц, но и все члены его семьи: жена Марианна, 30- лет, сыновья-двойняшки по 9 лет, 6-летний Иван, и дочь Агнезия – 5-ти лет. Недвижимого имущества семья не имела. Что же случилось со священником и ученым Бератцем!? Готлиб Бератц – автор работ, посвященных 150-летию пребывания колонистов на Волге, драматург, его литературный псевдоним (фон Гебель), видимо, был взят по названию родного села.

Бератц был арестован по подозрению в причастности к выступлению против Советской власти. На полную мощность была запущена репрессивная машина советской сласти, в которую вольно или невольно попал священнослужитель. Думается, он не мог мириться с отношением новой власти к собственному народу…

Бератц подавал просьбу о помиловании. Кассационный трибунал при ВЦИКЕ удовлетворил просьбу о помиловании, но местный Ревтрибунал все-таки привел приговор в исполнение…

Вот так сложилась судьба этого человека, который оставил после себя уникальные работы.

 

На этом наша передача заканчивается. Встречаемся в следующий раз в первую пятницу октября месяца. Доброго всем здоровья, а ученикам творческих успехов в новом учебном году.

С вами была Любовь Черемухина-Миллер, и в заключение – музыкальный привет.