«Уездной барышни альбом»

Опубликовано 08.10.2019 03:54

Южно-Уральский государственный университет и Немецкий культурно-образовательный центрТак называется проект, начатый Центральной библиотекой имени А.С. Пушкина совместно с Немецким культурно-образовательным центром и Копейским филиалом Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности в честь 220-летия со дня рождения великого русского поэта, чье имя библиотека носит уже 70 лет.

 

В рамках проекта в библиотеке уже прошли две встречи. На первой собравшимся представили проект и познакомили их с альбомной культурой России; о вариантах оформления альбомов рассказала художница М. Шредер. В ходе второй, с участием объединения «Фортепианный Урал», слушатели узнали, как развлекались гости в салонах XIX века, послушали мелодекламацию и попробовали сами написать альбомные стихи, участвуя в поэтической игре «Акростих, элегия, мадригал».

 

Студентки ЧТТЛП в рамках проекта подготовили к Пушкинскому дню России одноименную инсталляцию, которая включает стилизованный альбом уездной барышни – современницы поэта. Альбом девушки сделали сами, под руководством опытного переплетчика из Немецкого культурно-образовательного центра, а сотрудники библиотеки помогли подобрать для него пушкинские стихи. Самая впечатляющая часть инсталляции – бальное платье, которое полностью, включая отделку из тончайшего кружева, выполнено в технике бумажной пластики.

 

В Пушкинский день России челябинские поэтессы, надев наряды XIX века, представили читателям и гостям библиотеки свое творчество.

 

Книжная выставка «Любимицы златой моей зари» представляет издания, рассказывающие об уникальном явлении российской истории – «уездной барышне», о старых усадьбах, светском этикете пушкинской поры, женском образовании, моде и многих других вещах, составлявших мир женщины XVIII–XIX веков.

 

 

Нигде так ярко и гармонично, как в творчестве А.С. Пушкина, не представлена тема уездных барышень. Светлые и запоминающиеся образы героинь «Метели», «Капитанской дочки», «Дубровского» и, конечно, «Евгения Онегина» воплотили в себе лучшие черты русской женщины. В этом же ряду непременно следует упомянуть незаконченный «Роман в письмах» – уникальный для Пушкина эпистолярный роман, открывающий автору возможность предоставить слово самому герою.

 

Да и сам термин «уездная барышня» придуман и введен в обиход Александром Сергеевичем: «Конечно, вы не раз видали «Уездной барышни альбом», – обращается поэт к читателю в «Евгении Онегине», а муза однажды является к творцу «барышней уездной».

 

Кроме пушкинских творений, на выставке представлена библиографическая редкость: «Русская старина, карманная книжка для любителей отечественного на 1825 год» – факсимильное издание первого русского исторического альманаха, подготовленного и выпущенного в 1824 году будущими декабристами А. Корниловичем и В. Сухоруковым. Один из его разделов называется «О первых балах в России». Речь в нем идет о бальном этикете, о придворных торжествах и частных домашних вечерах. В приложении к альманаху – ноты популярных в то время музыкальных произведений.

 

Особенно интересны, конечно, воспоминания, дневники и альбомы, которые вели многие барышни и дамы пушкинской эпохи.

 

«Уездные барышни» становились женами декабристов, как Мария Раевская и Наталья Фонвизина. Сражались с Наполеоном, как знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова. Были сестрами милосердия, как 17-летняя вдова, баронесса Юлия Вревская, и просто хорошими женами и добрыми матерями, чьи дети стали гордостью и славой России.