Поликультурное пространство

Опубликовано 23.12.2013 12:51

Круглый стол «Поликультурное пространство города Копейска. Диалог этносов». Отчетная, посвященная завершению выставочного проекта «История немцев-копейчан конференция, внесших существенный вклад в материальную и духовную жизнь общества»



В Копейске проживает более 75национальностей, в том числе значительное число этнических немцев. Они появились на территории Южного Урала в период Отечественной войны 1941 – 1945 гг., это были трагические страницы как в жизни всего советского народа. До нападения на Советский Союз в государстве существовала и процветала Автономия немцев Поволжья. Их предки (выходцы из немецкоговорящих государств Европы) приехали в Россию по приглашению императрицы Екатерины II в XVIII веке для заселения и укрепления вновь приобретенных территорий Российской империи.
Такова предыстория наших предков, их потомки, наши родители, попали в Копейск в качестве политзаключенных, их заочно обвинили в измене Родины на основании печально известного указа от 28 августа 1941 года. Пережив страшные и унизительные годы трудармии за колючей проволокой, они вновь наделись обрести свою Родину. Но даже после окончания войны им запрещено было возвращаться к себе домой, в те места, где они проживали до войны. Но выбор у вчерашних заключенных-трудармейцев был небольшим, они могли уехать в такие же отдаленные места СССР (в Среднюю Азию, Казахстан, в Алтайский край и т.д.). Большинство мужчин немецкой национальности, работников шахт, предпочли вызвать к себе свои семьи в 1946 – 1947 гг. в Копейск, которые вынуждены были во время войны влачить нищенское унизительное существование как изгои общества. Еще одним камнем преткновения стало незнание русского языка подневольных переселенцев, это было следствием территориальной самоизоляции и самодостаточности немецких колоний – поселений, располагавшихся локальными зонами на территории России, Украины, Северного Кавказа, Причерноморья до 40-ых гг. XX века. Многие вновь прибывшие в наш город людей были вчерашними крестьянами и большая часть их говорила исключительно на немецком языке.
В условиях новой реальности поликультурного пространства и вследствие общей пережитой трагедии российским народом войны с Германией, российские немцы в новых реалиях вынуждены были все реже говорить на родном языке, что впоследствии негативно сказалось на языковой культуре немецкого этноса.
В конце 80 – начале 90-ых годов XX века значительное количество немцев-копейчан переехали в Германию, причиной того стала целая цепь причин объективного и субъективного характера, одной из которых стало нежелание Российского правительства решить проблему полной реабилитации немецкого народа и позволить ему вернуться на Родину в Поволжье.
Тем не менее, потомки российских немцев сегодня дисперсно проживают во многих районах России. В Копейске проживает значительное число представителей немецкого народа. Уже 15 лет в городе существует Немецкий культурный центр «Теплый дом», в нем нашло пристанище и отдохновение значительное число немцев, прежде всего те, кто идентифицирует себя с немецкой культурой. В «Теплом доме» они имеют возможность изучать культуру своих предков, многие только в центре узнают историю своего народа, они начинают гордится не только своими ближайшими родственниками, но обретают возможность больше узнать о лучших представителях немецкого народа: Кюхельбекера, Фонвизина, Витте, Шнитке, Александра Гейма и др.
2011 год был ознаменован в Копейске как год добрососедства и территория комфортного проживания этносов. 3 ноября был осуществлен совместный пилотный проект НКЦ “Warmes Haus” и городским краеведческим музеем, была открыта выставка, сформированная из предметов, документов и других артефактов – реликвий семей немцев – копейчан. Выставка носила символическое название «Тихая жизнь». Предметы бытовой культуры рассказали жителям Копейска и гостям шахтерского города историю, которая до поры была исключительно культурным достоянием семей. Эти «молчаливые свидетели» истории обогатили культурное пространств нашего города. Копейчане узнали об особенностях празднования христианских праздников «Рождества» и «Пасхи». В витринах демонстрировались уникальные документы Конфирмации (инициации взросления) конца XIX – начала XX веков, которые выдавались подросткам в немецкой автономии Поволжья в католических и лютеранских храмах. Эти уникальные документальные образцы истории сегодня хранятся в семьях Майер и Феллер.
Изумительные фотографии из уникального фотоальбома пронесла через всю свою жизнь старейшая жительница нашего города Ядвига Генриховна Дик – Валентинова (1919 года рождения). В ее фотоальбоме хранятся уникальные снимки красавиц рубежа прошлых столетий, это ее юные тетушки. Не менее интересны фото с видами Крыма, Берлина с благопожелательными надписями на лицевой стороне открыток начала XXвека и красивым каллиграфическим почерком на немецком языке с обратной их стороны. Маленькая Ядвига, покидая свою Родину, Западную Украину (в 30-ых годах начался процесс выселения немцев с коренных мест проживания) настояла на том, чтобы родители положили в скромный скарб именно этот альбом. Сегодня мы можем любоваться красотой полиграфической продукции прошлого столетия.
Не менее интересен и уникален фотоальбом Фишера Отто Константиновича. В нем хранятся снимки русского лазарета периода Первой мировой войны. Это наследств дяди и тетушки, которые приютили у себя маленького сироту в 1918 году, родители Отто Константиновича погибли в гражданскую войну. 15 января 2012 года он отпраздновал свое 99-летие, с этой уникальной датой рождения его приехали поздравить представители «Теплого дома». Так уж случилось, что кровные родственники его уже покинули этот мир, потому связь с немецкой диаспорой для Фишера сродни родственной. Такие люди, их жизненный путь, является примером для нас. Его жизненный путь – это типична история российского немца, который верой и правдой служил своему Отечеству. В выставочной экспозиции на почетном месте в витрине экспонируется трудовая книжка Отто Константиновича, датированной 1939 годом. Как все советские граждане он был призван в Красную армию как раз в канун Великой отечественной войны, воевал в 1941 году на Ельнецком направлении Брянского фронта. В октябре по указу от 28 августа 1941 года был отозван в Москву, где проживал со своими приемными родителями, и транзитом был отправлен в трудармию на строительство Бакалстроя (будущий Челябинский металлургический комбинат), на Потанинский кирпичный завод.
Украшением выставочной экспозиции стала фотовыставка Александра Нахтигаля, председателя областного немецкого культурного центра. Это фотолетопись немцев-трудармейцев, чей труд приближал победу над общим врагом – фашисткой Германией.


Автор выставочной экспозиции
искусствовед Ирина Вейс. 28.01.2012 г.