Фотограф на свадьбу недорого Челябинск Фотограф на свадьбу Фотограф на свадьбу челябинск

Календарь событий

Художники «Авангарда» в контексте времени

Авангардная инсталляции никак не поддается регулярному искусствоведческому анализу, владеющему своими правилами исследования содержания и формы. Авангардное произведение также подлежит изучению и оценке, но в этом случае все это можно осуществлять с другой точки зрения – в меру и в соответствии с иной образной системой. Эта образная система предполагает целый комплекс критериев. Отнюдь не только художественных, но в большей доле – внехудожественных: социальных исторических, психологических, естественнонаучных и т.п.

Прежде всего необходимо констатировать несомненное свойство авангардизма: для него не имеет значения критерий прекрасного. Красота может присутствовать в этом искусстве, а может и отсутствовать вовсе. Причем это ничего не прибавляет и не убавляет. И художественная практика, и вдумчивая критика, и проницательный ценитель искусства давным-давно поняли, что речь идет о «другом искусстве». 

Далее, искусство авангардизма никак не сводится к собственно художественным видам творчества – живописи, скульптуре, графике и др. произведения авангардизма могут быть картиной, статуей, рисунком, но могут быть совсем иным явлением – артефактом, действием и т.д. И то, и другое имеет в авангардном искусстве равное значение. Было бы наивным подравнивать его произведения под живопись, скульптуру, графику, декоративное искусство. Более того, было бы бессмысленно подравнивать это «другое» искусство под общепринятое «изящное искусство», оценивать его произведения с точки зрения пластической ценности, выразительности, живописности, экспрессивности рисунка и т. д. и т. п.

Конечно, данные критерии оценки могут участвовать в создании авангардного произведения. Но они не имеют отношения к метафизике «другого» искусства.

Да, авангардизм XX века возник и утвердился как символ вольнодумства, независимости от других общеизвестных видов духовно и материальной деятельности, как знак произвольного поведения в искусстве. Он оказался творить по «законам красоты» и претворять мир в этих целях; отказался и от изобразительного наглядно-отображательного способа формообразования. В известном смысле, авангардизм создал свою систему образного мышления, переживания и творчества, никак не сводимую к художественным, эстетическим целям. Условно говоря, авангардизм XX века служит как искусством, так и многим иными, другими видами человеческой деятельности. Иными словами авангардизм стал ближе к условному искусству первобытных времен и Средневековья, так как приобрел иную метафизическую функцию осмысления материального мира и пространства. Если угодно, он выступает как бы вместо других видов материальной и духовной деятельности. Представляя их не в практическом, а образном виде, «изображая» их и «пересказывая» на своем языке.

В современном мире существует множество искусств, и это, прежде всего, связано с различным социальными функциями, которые берет на себя изобразительное творчество. А существует ли эталонное понимание искусства? Возможно ли определить природу визуальных искусств и их границы? Как видно, каждая изобразительная концепция может настаивать на собственном персональном эталоне, по-своему судить о происхождении искусства, о праискусстве, о подъемах и падениях искусства, об искусстве и неискусстве и т. д. Сегодня мир искусства многополярен, если наши эстетические предпочтения воспитаны на европейской изобразительной школе, то существуют и альтер

Творческое объединение художников – российских немцев. О традициях и новаторстве в артпространстве российских немцев

Вторая половина 18-ого столетия богата иностранными фамилиями на службе Российской империи, не миновала этого и художественная среда. Великолепный двор Екатерины II привлекал многих известных художников. Бывшая принцесса Софья-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская, невольно оказывала симпатии немцам. Именно немецкие художники заняли главенствующее положение при русском императорском дворе. В период ее правления (1762-1796) в России работали такие мастера, как Гергардт, Каспар, Грот, Кнап, Крейцингер, бр. Майр, Миллер, Набгольц, Паульсон, Баризьен, Тишбейн, Шварц, Хойзер и многие другие.

Датский портретист Вигилиус Эриксен (1722-1782) был одним из самых известных портретистов у себя на Родине. В России он написал несколько портретов Екатерины II в разных костюмах, которыми она была довольна. Известны его портреты гр. П.И. Панина, И.И. Шувалова, гр. Миниха и его дочерей, кн. Д.М. Голицына, гр. Г.Г. Орлова, гр. Сиверса и других представителей русской знати.

Творческое объединение художников – российских немцев. О традициях и новаторстве в артпространстве российских немцев

В российской историографии и искусствознании прочно утвердился термин "Россика". Такое название носит коллекция произведений иностранных художников - немцев, французов, итальянцев, англичан, датчан, шведов - творивших в России в ХVIII-первой половине ХIХ вв.

По сути, это они были первыми российскими архитекторами, живописцами, граверами, подготовившими создание российской национальной школы, участвовавшими как в подготовке отечественных художественных кадров, так и, одновременно, в формировании облика: Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других городов провинциальной России.

Вторая половина 18-ого столетия была особенно богата иностранными фамилиями на службе Российской империи. Великолепный двор Екатерины II привлекал многих известных художников. Бывшая принцесса Софья-Фредерика-Августа, Ангальт-Цербстская, невольно оказывала симпатии немцам. Именно немецкие художники заняли главенствующее положение при русском императорском дворе. В период ее правления (1762-1796) в России работали такие мастера, как Гергардт, Каспар, Грот, Кнап, Крейцингер, братья Майры, Миллер, Набгольц, Паульсон, Баризьен, Тишбейн, Шварц, Хойзер и многие другие.

Датский портретист Вигилиус Эриксен (1722-1782) был одним из самых известных портретистов у себя на Родине. В России он написал несколько портретов Екатерины II в разных костюмах, которыми она была довольна. Известны его портреты гр. П.И. Панина, И.И. Шувалова, гр. Миниха и его дочерей, кн. Д.М. Голицына, гр. Г.Г. Орлова, гр. Сиверса и других представителей русской знати.

Минуло с тех блистательных времен 250 лет, многие иностранные специалисты приняли российское подданство, верой и правдой стали служить новому Отечеству. Их карьерный рост в России, профессиональный опыт и интуиция послужили примером для новых волн миграции европейских переселенцев с Запада на Восток. А их потомки по сей день проживают в России продолжая прославлять свой народ.

В 2009 году, по приглашению Международного Союза Немецкой Культуры в Ульяновске собрался творческий актив российских немцев: художники, писатели, поэты, работники театра, музыканты, певцы и др. Состоялась первая встреча представителей авангарда немецкого этноса с высокой степенью мотивации и творческим потенциалом. В процессе работы семинара его участникам было принято решение о создании Творческого Объединения российских немцев «Авангард». Главной целью ТОРНа на предстоящем этапе было желание и стремление объединить художников из числа российских немцев, с целью повышения и концентрации творческой активности немецкого народа в области изобразительных искусств. Главной целью инициативной группы было стремление объединить в «Авангарде» лучших художников, с целью пропаганды их творческого потенциала, а также стремление вовлечь в немецкое движение Центрах встреч на местах, духовно объединить диссперно проживающих на территории России российских немцев.

Семинаристы своей верой в силу и мощь искусства «заразили» руководство Международного Союза немецкой культуры и получили добро на масштабный эксперимент. Посредством искусства они решили консолидировать немецкое этническое меньшинство, продемонстрировать российской общественности мощь и культурный потенциал немецкого народа, гармонизировать культурное пространство, улучшить взаимоотношения между народами, проживающих на территории Российской Федерации.

Представителям «Авангарда» не раз задавали вопрос, имеется ли визуальное отличие, стилистическое своеобразие у немецких художников, и если «да», то как отражено в их работах «национальное мышление», есть ли специфические приемы присущие лишь немецкому изобразительному творчеству. На эту тему проводились дискуссии в творческих объединениях художников, писателей, музыкантов. Безусловно, национальная компонента присутствует в их концепции произведений, например в их работах сквозной темой проходит исторический мотив о решении предков принять заманчивое предложение русской императрицы Екатерины II, «…селиться на пустующих землях» бескрайней страны. Также холсты рассказывают зрителям мифы о тучных пастбищах и изобилии «Мирной долины» в Поволжье, Бессарабии, Северном Кавказе и Причерноморье. Мажорные картины сменяются на трагические, когда мирную жизнь поглотили года лихолетий XX века. К всеобщим бедам и несчастьям, обрушившимися на народы России, немцы получили от официальных властей СССР дополнительно оскорбительный ярлык «народа-предателя». Эта драматическая тема талантливо была обыграна российскими немцами –трулдармейцами Михаилом Дисергефтом и Львом Вебером.

Новое время ставит перед художниками ТОРНа новые задачи и проблемы, они должны дать своему народу современную концепцию исторического осмысления прошлого их народа, повысить уровень национального самосознания немецкого народа, применяя специфический язык творческих метафор, выражаемый языком цвета, пластики, движения, формы и слова.

В 2010 году на первый творческий пленер в Уральский город Златоуст приехали художники из числа российских немцев с Западной и Восточной Сибири, Урала, Юга России, Москвы и Голландии. Живописцы, графики, дизайнеры, прикладники десять плодотворных дней знакомились с чудесными окрестностями горнозаводской зоны Урала, работали на пленэре, посещали места, связанных с историческим ландшафтом проживания мастеров-граверов, приехавших в этот город из немецких земель Золингена и Клингенталь в первой половине XIX века. По завершению пленэра художниками была открыта блиц выставка в городском Зале искусств, на ней был представлен их творческий отчет в виде этюдов, выполненных в техниках: акварели, масла, угля, сангины, пастели. Данное событие оценили как знаковое в местных и областных СМИ. Оно было воспринято как добрый знак возвращения в Горнозаводскую зону потомков мастеров из Германских земель, которые когда-то проживали на Немецкой улице. И действительно, в группе приехавших художников оказался, Леонид Эслингер, чьи предки жили в Златоусте, а он сам является прекрасным графиком и скульптором, что лишний раз доказывает его генетическую связь с предками-граверами.

Вновь и вновь мастера возвращались к вопросу, как в своих произведениях они могут отразить тему немецкого этноса, где и как отражена пресловутая немецкая компонента, что отличает их работы от работ художников других национальностей. Сегодня мастер сам вправе выбирать темы для своих работ, им также не навязывают сверху ни стиль, ни исполнительскую технику манеру письма и прочее. Каждый художник по своему решает творческую проблему. Нина Лохтачева избрала для себя самую мужскую профессию она гравюр, мастер-оружейник, член Союза художников РФ. Приехав молодой девушкой в Златоуст, Нина Лютцов полюбила здешний край, почувствовала силу и красоту булатной стали, на генетическом уровне ощутила свое призвание как мастера-гравера.

В 2011 году пленер в Тобольске. Этот город называют Вратами Сибири. Красоты суровой тайги, уникальная архитектура исторического центра Тобольска, выросшего на месте острога построенного казаками Ермака. Весь этот край пронизан воспоминаниями далекого и совсем близко прошлого, связанного с российскими немцами. Русские цари ссылали сюда неугодных вельмож, также для развития городской инфраструктуры требовались инженеры, управленцы, в числе которых были и приехавшие в Россию немцы. В XIX веке исторический ландшафт заняли немцы, подданные Российской империи, отправленные на вечную ссылку за вольнодумство. Среди них были и декабристы. Тобольск гордится их именами: Фонвизина, Кюхельбекера. XX век не стал исключением. До весны 1918 года под надзором здесь проживала семья Романовых, в чьих жилах текла немецкая кровь. С началом Великой отечественной войны в таежные деревни, на лесоповал стали привозить немцев с Поволжья. Много драматических историй рассказали художникам, фотографам и журналистам жители сел Октябрьское, Байкалово, кто девчонками и молодыми парнями со скудным скарбом были не по свое воле привезены в эти края. Их портреты и эскизы станковых картин, написанные Нейфельдом Михаилом, Галой Кобер, Эслингером Леонидом, Вейсом Владимиром стали частью выставочных экспозиций в Тобольске, Марксе, Саратове, Москве.

2012 год подарил художникам ТОРН шанс побывать на Малой Родине их родителей в Саратовской области. Лирические волжские пейзажи, написанные Крафтом Иваном (г. Пермь), Яшином Романом (г. Москва), Юргеном Никелем (г.Кострома), Нейфельдом Михаилом (г. Волгоград), Гинтером Юрием (г. Абакан) украсили импровизированную выставку в центральном сквере города Маркса. Знакомство с немецким архивом города Энгельса во многих художниках пробудили интерес к своим предкам и побудило их к составлению генеалогического древа. Возможно, что в обозримом будущем можно будет увидеть подобные шедевры на выставке художников творческого объединения «Авангард».

Возрастной состав художников, входящих в ТОРН, разнообразный. Самыми молодыми в объединении оказались сестры Анна и Варвара Кендель, первый их пленер проходил в Златоусте, когда они обучались на втором курсе Челябинского художественного училища. Девушки дали фору старшим своим коллегам, продемонстрировав колоссальную работоспособность и волю к победе.

Решение, рожденное в дебатах в Ульяновске в 2009 году о создании творческого объединения при МСНК со временем доказало свою жизнеспособность и целесообразность. За прошедшее время ни один форум, фестиваль, творческая акция не прошли без участия художников. Сегодня отсутствие картин на мероприятиях, проводимых Международным союзом немецкой культуры, не возможно даже представить. За прошедшее время состоялись творческие тандемы. иллюстрациями сестер Кендель была оформлена книга авторских сказок писательницы Елены Зейферт. Российские немцы, побывавшие в Землях Германии с 2011 по 2013 года, пробудили своим творчеством интерес у местного населения. Они с неподдельным интересом приходили на импровизированные выставки и мастер классы к художникам «Авангарда», им было в новинку узнавать о том, что далекие предки художников из России в прошлом были жителями германских земель. Те же немцы, кто в недалеком прошлом покинули Россию, и сами, на любительском или профессиональном уровне продолжает заниматься изобразительным искусством, получили дополнительный импульс творческой энергии. Некоторые из них, приехав в Германию, утратили контакты с творческими коллективами и объединениями. Они искренне были удивлены творческой активностью своих соплеменников. Такие встречи положили начало новой традиции. Осенью 2012 года в Сыктывкаре прошла творческая встреча с Вили Буньковски с творческой молодежью Уральского региона. Территориально это место было выбрано не случайно. В этом северном городе, куда были сосланы его родители, он родился, получил образование и из Сыктывкара он уехал на историческую Родину в Германию. Встреча с художниками объединения ТОРН в 2011 году побудили успешного художника-педагога из Германии совершить вояж в те места, где он проживал до отъезда на историческую Родину. На творческую встречу приехали ведущие художники-преподаватели из объединения «Авангард», они поделились со студентами города Сыктывкара секретами своего мастерства. Нина Лохтачева преподала мастер-класс травления по металлу, Гала Кобер продемонстрировала скрытые возможности техники монотипии, Леонид Эслингер обучил секретам изготовления керамической свистульки. Сам Вили продемонстрировал мастер класс по ………….

Подводя итог трехлетия работы творческой мастерской художников российских немцев, с уверенностью можно заявить о том, что созданный в 2010 году союз доказал свою жизнеспособность. Об этом можно судить по следующим фактам:
1. Несмотря на затратную часть данного проекта можно с уверенность говорить об эффекте самоокупаемости. Все общественные национальные движения гордятся своими художниками. МСНК по праву можно утверждать сегодня располагает мощной художественной базой;
2. Немецкие художники прямо или косвенно в своем творчестве пропагандируют культурный потенциал своего народа, они пишут картины на тему далекого и близкого исторического прошлого немецкого этноса, работают в тандеме с писателями и фотографами Творческого объединения российских немцев;
3. Каждый творческий пленер завершается мощной общественной акцией, на встречу с представителями ТОРНА приезжают первые лица городов, их блиц выставки проходят при большом стечении городской интеллигенции, а творчество способствует консолидации диссперсно проживающих немцев;
4. Каждая выставка, творческая акция художников оправдывает вложенные средства в данные проекты, художники узнаваемы как в среде самих немцев, проживающих в России, так среди представителей «Землячества»;
5. Пленэры самофинансируются самими художниками. Не секрет, что расходные материалы для живописи, графики, прикладного творчества являются затратной статьей в их личном бюджете. Тем не менее, они заведомо идут на траты, зная, что плоды их творчества станут достоянием общества, послужат визуализации культурного и духовного наследия российского немецкого этноса, который является частью германского народа, проживающего во всех частях света;
6. Художники объединения «Авангард» с большим чувством благодарности и пиетета относятся к помощи и мощной финансовой поддержке, которую им оказывает МВД Германии для поддержания авангарда ннемецкого этноса как в России, так и в странах СНГ;
7. В перспективе налаживание контактов с аналогичными творческими объединениями в страхах СНГ.

Искусствовед Ирина Вейс

Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://warmeshaus.ru/statii/75-khudozhniki-avangarda-v-kontekste-vremeni#sigProGalleria94f41ca3af

Мне нравится ;)

Подписаться



Грамоты, дипломы

 

Яндекс.Метрика