Календарь событий

Это было страшное время (Копейский рабочий №75 3 октября 2018г.)

В семье Мустафиных бережно хранится справка о реабилитации деда

Память людская, подвергаясь коррозии быстротекущих лет, имеет свойство расставаться с человеком. Такова диалектика нашей жизни, и здесь невозможно что-то изменить и исправить. Но в судьбах людей порой встречаются и такие события, которые навсегда остаются в памяти, потому что время не властно над ними. Речь идет о политических репрессиях первой половины 20 века, которым подверглось около семидесяти народов нашей страны.

 

Об этом трагическом событии я побеседовал с библиотекарем детско-юношеской библиотеки №7 Анной Мустафиной

 

- В первые месяцы войны в 1941 году в Копейске проживало 48 тысяч горожан. В связи с мобилизацией на фронт многих опытных горняков трудовые ресурсы для работы на шахтах оказались практически исчерпанными. В городе же действовало порядка десяти угледобывающих предприятий. Из-за острой нехватки топлива возникла угроза остановки электростанций в Челябинске и Свердловске.

- Как Вы считаете, велика ли была роль советских репрессированных граждан, прибывших в Копейск не по своей воле, и занятых на шахтах, в сохранении жизнеспособного состояния экономики города?

- Их роль и сегодня невозможно переоценить. Проживая в нечеловеческих бытовых условиях, работая ежесуточно по 12 часов, они ударно добывали топливо и строили наш город. И при этом создавали новые семьи, многие из которых в последствии внесли большой личный вклад в благоденствие последующих поколений копейчан.

- Анна Геннадьевна, расскажите с позиции сегодняшнего дня, как Вы оцениваете репрессивные меры государства в 1930-1950 годы против отдельных категорий граждан?

- Предки многих моих знакомых в далекие 1930 годы были подвергнуты раскулачиванию и высланы семьями, в том числе и в Копейск. Кстати, мне известно, что Зоя Космодемьянская- одна из героинь Великой Отечественной войны- в составе своей семьи так же подверглась раскулачиванию в начале тридцатых годов и была выслана в один из регионов Сибири. Не избежал репрессий и мой дед Мурсалих Камалетдинов, проживавший в то время в Башкирии. Он был арестован работниками НКВД и восемь лет отбывал наказание в тюрьме. Естественно, позднее был реабилитирован.

В семье Мустафиных бережно хранится справка о реабилитации деда

Очень жестко обошлась с дедом судьба. Она лишила его жены, а также шестнадцатилетней дочери Махтумы, убитой молнией. Он потерял и дочь Василю, когда той было десять лет. Наконец, потерял и только что родившегося ребенка. Из всей большой семьи деда тогда остались в живых лишь моя мама Сакина и ее брат Зинур, который в дальнейшем участвовал в Великой Отечественной войне и вернулся домой победителем. Позднее Зинур и моя мама приехали на жительство в Копейск.

Время репрессий- страшное время. От нас, живущих на этой земле, зависит, чтобы в будущем весь этот ужас не повторился.

- В мае этого года собрание депутатов КГО приняло решение об установке в нашем городе памятника жертвам политических репрессий. В настоящее время в Челябинской области уже есть двенадцать памятников, аналогичных по своему значению. Поддерживаете ли Вы установку монумента в Копейске?

- Безусловно, этот памятник копейчанам необходим. Какой бы ни была история в прошлом, она наша, и не стоит пытаться ее забыть.

Кстати, до сих пор мне не известно место захоронения моего деда Мусалиха Камалетдинова. Поэтому я обязательно приду к нашему памятнику, чтобы поклониться всем, кто подвергся политическим репрессиям, в том числе и моему деду.

Анна Мустафина и Игорь Винк на мероприятии в библиотеке №7

Игорь Винк, ВЕТЕРАН «КР»

Страницу подготовили: Светлана Полежаева, Людмила Гейман

 

 

 

Мне нравится ;)

Подписаться



Грамоты, дипломы

 

icivil.ru
Яндекс.Метрика