Календарь событий

О творчестве национального духа

Декоративно-прикладное искусство и интерес к нему в последние два десятилетия рубежа столетий приобретает все больший масштаб на территории Южного Урала. Этому процессу в социуме есть ряд своих объяснений:


1. Человеку всегда было присуще гармонизировать пространство его окружающее из сакральных и обереговых соображений;
2. Человеку присуще стремление к эстетике;
3. Функционально упорядоченный мир создает комфортную среду обитания, не последнюю роль в данном процессе играет предметный мир, к которому относятся изделия прикладного творчества.
Людям свойственно постоянное стремление к обновлению предметного мира. Мода, как художественное явление, призвана удовлетворять данные запросы социума. Определенный временной промежуток, когда господствует та или иная эстетическая константа принято поименовывать, то есть облекать как определенное эстетическое явление в конкретную словесную оболочку. Итак, на смену модного в 60-е гг. стиля «Минимализм», пришла новая стилистическая форма этностиля «мода на фольклор», которую инициировало движение пацифистов в Америке и Западной Европе в частности так называемые хиппи. «Фольклорный стиль» просуществовал вплоть до 80-ых гг. XX века. Затем палочка первенства вновь перешла к урбанистическим мотивам: «спортивный стиль», «Диско», «Ориентальный или арабский стиль» начала 2000-х гг, отразившейся причудливо в модной одежде (прежде всего заниженная линия талии, моду на шальвары и пр.), а также интерес к винтажному стилю.
Новое десятилетие явно демонстрирует свой обновленный интерес к фольклорным и этническим мотивам. Не мудрено, что на таком насыщенном стилистическим многообразии понятий у россиян зародился неподдельный интерес не только к народному искусству как таковому, им стали также интересна сакральная сущность изделий прикладного народного творчества. И как следствие спрос рождает предложение, начиная со второй половины 90-х годов XX века, на прилавках магазинов появляется многочисленная литература, посвященная как эзотерическим знаниям, так практические руководства, например о том, как своими руками слепить свистульку, сшить куклу, или скрутить куклу-оберег, сплести изделие из лозы или соломы.
Конечно, многие люди помнят, что в советские времена можно было купить недурного качества изделия народных промыслов Советского Союза в специальных отделах галантерейных магазинов, торгующих сувенирной продукцией, а также в художественных салонах. Однако, при всей качественности и подлинности данного товара, отсутствовала очень важная компонента, сакральная функция данной вещи, ее внутренняя духовная сущность. Этому тоже находилось резонное объяснение; страна, где безраздельно господствовал атеизм (но уже не воинственный), априори не могла легализовать данную информацию, важное место в которой занимала мифология духа народа, на базе которого зиждилась суть народного искусства.
В Челябинской области, одной из первых, появилась традиция популяризации народного творчества, которая была обличена в фестивальную форму и получила название «Бажовский фестиваль».
Первыми пространство Бажовского фестиваля стали осваивать профессиональные художники, среди них наша копейчанка мастер гобелена Гашева Наталья Николаевна. В 2000 году мною была предпринята попытка освоить творческую площадку в качестве мастера авторской куклы. Эксперимент был успешен, поэтому, начиная с 2003 и по 2006 гг. Бажовский фестиваль становится творческой экспериментальной лабораторией, сначала преподавателей и воспитаников Дворца творчества детей и молодежи, а затем театра моды «Метаморфозы» Копейского техникума легкой промышленности.
Из наблюдений за эволюцией развития прикладного творчества первой половины 2000-х годов можно и необходимо отметить, что популярность фестиваля народных ремесел неуклонно возрастала. К вышеупомянутым учреждениям образования примкнула и продолжила развивать данное направление «Кукла» творческая группа педагогов коллектива Станции юных техников Копейского городского округа. Как минимум за последние десять лет в качестве мастеров-ремесленников себя ощутило немалое количество не только педагогов, но и их воспитанники.
Но Бажовский фестиваль не стоит на месте, он динамично развивается. Последние годы мощно заявили о себе национальные поселения. Их суть заключается в популяризации духовного и материального культурного наследия народов, населяющих наш регион. Одни народные центры делают ставку на частичную реконструкцию бытовой культуры своего народа, например «Казачья застава», или башкирская юрта с прилегающей к ней территорией, с самоваром, типичными для тюркского народа угощениями такими, как Чак-чак. Впервые в этом году, в качестве «национального поселения» выступила Челябинская общественная организация «Немецкий культурно-образовательный центр» и немецкий культурный центр “Warmes Haus” г. Копейска. Несмотря на то, что это была пилотная презентация на данной площадке, для немецкого культурного цента подобный опыт выставочной деятельности уже насчитывал более шестнадцати лет. Однако в данном проекте были и элементы новизны, прежде всего это полевые условия демонстрации выставочного пространства, в котором предстояло участникам немецкого центра позиционировать собственное культурное наследие. Главным концептом выставки стал образ чемодана (аутентичные образцы 50-60 гг. XX века), внутри которых уместились семейные реликвии российских немцев.
Еще одной важной компонентой развития национального самосознания и укрепления соседских и родственных отношений между национальными культурными центрами стало образование на базе муниципального учреждения культуры дворца им. Кирова клубных объединений: казачьего, татарского, немецкого, башкирского. Их средоточие на одной площадке содействовало улучшению качества бытования и повысил их статус.
Если говорить о национальной самобытности и колорите каждого, отдельно взятого национального центра города Копейска, то в первую очередь необходимо отметить присущий каждому народу самобытный колорит, представленный их исконными предметами быта, которые неизбежно несут на себе эстетическую печать. У тюркских народов это неповторимый геометрический орнамент на ковровых изделиях из валяной шерсти, самобытные национальные костюмы и другое.
Для немецкого народа главным достоянием и мостом, соединяющим его с современной Германией, является книга Библия и литература на немецком, которая хранит в себе истоки языковой культуры, во многом утраченной в XX веке.
Главной и ценнейшей составляющей для казачьего клуба является хор, демонстрирующий не только песенные традиции, но диалект, на котором они исполняются.
Еще одной важной компонентой в развитии добрососедских отношений между этносами является стремление заимствовать элементы традиционных ремесел и некоторых обычаев соседей. Например многие старожилы города Копейска отмечают национальную черту немцев, стремление к чистоте и порядку. Когда они появились на Южном Урале и в соседнем Казахстане, первым делом немецкие хозяева стали разбивать цветники в палисаднике, выращивать яблони, декорировать печи в доме. Эта традиция подтолкнула местное население перенять данные традиции. Неотъемлемой чертой немецкой домохозяйки были многочисленные рукотворные занавески, подзоры, накидки, скатерти и т.д., выполненные в технике «Ришелье». Конечно, утверждать, что только немцы занимались рукоделием не стоит, однако условия проживания на одной территории барака, неизбежно провоцировал процесс заимствования увиденного между соседями, так ненавязчиво зародился опыт взаимопроникновения дифундирования национальных традиций и ремесел. Уже поколения, рожденные в 60-70-е года, могут спорить о первенстве в том или ином виде прикладного творчества определенного народа, доказывая, что именно их этносу принадлежит оно. Тем не менее, бережное сохранение и атрибутирование определенных семейных реликвий и изделий прикладного творчества становится приоритетом в сохранении, накоплении и популяризации данного этноса в российском поликультурном пространстве XXI века.

Ирина Вейс Искусствовед.

Мне нравится ;)

Подписаться



Грамоты, дипломы

 

icivil.ru
Яндекс.Метрика