Календарь событий

Куклы в сказках и жизни


Из материалов журнала "Фотография и жизнь" 12/2011

Фотостудия "Фотография и жизнь"

          В преддверии новогодних праздников, когда особенно тщательно соблюдаются традиции, выполняются ритуалы, свершаются чудеса, а среди ничего не подразумевающих людей появляются эльфы и гномы,встреча с Ириной Вейс, художником и культурологом из Челябинской области, и ее необычной куклой показалась нам естественной.

 

Во всем виновата педагогика

          Одно время я работала в Копейске научным сотрудником в музее. Но быстро поняла, что эта статичная среда не моя. И ушла в педагогику: когда все в 90-е годы из дополнительного образования бежали, я туда пришла. Моим новым делом стал детский театр моды при Дворце творчества, известный в масштабах Урала, так как входит в лигу Вячеслава Зайцева наравне с еще 25 коллективами. В тот момент театр как раз шел на подъем.

          Детская среда мне очень нравилась. Детей необходимо было постоянно чем-то заинтересовывать. Вот тогда и стали появляться мои куклы. В плане артискусства кукла сложный объект. Уходит много времени на ее дизайн, в том числе на одежду. Для большего эффекта в тот период использовали куклу Барби. Но мне это не нравилось, потому что Барби подходит под западные стандарты, а мне хотелось одеть нашу куклу в народный костюм.

          Я хотела, чтобы дети делали куклу сами. Материалов в то время не было никаких, использовали самые примитивные – пластилин, поролон. Но пластилин – он ведь «подвижный» и в любой момент может подвести.Вдруг я совершенно случайно нашла в магазине какую-то папьемашовую массу «пластинин», сейчас его не выпускают. Хороший материал, но поверхность тяжело клеится, а мне нужно было что-то придумать, чтобы яйцо превратилось в голову. Да-да, яйцо! Мне хотелось, чтобы в нашей кукле была какая-то изюминка, чтобы она обладала чем-то таким, что ее отличает от массовой ширпотребной подруги. Поэтому в моей кукле сакральным элементом стала голова. А в голове – яйцо. Настоящее куриное яйцо, вернее, его скорлупа, со-хранившая полностью форму. Я старалась играть с детьми, увлекала их разными идеями. Первые наши куклы были сделаны в русском стиле, одеты в народный костюм. Потом, в 2001 году, мы организовали первую выставку кукол в картинной галерее. Сейчас этим никого не удивишь. А тогда это было все в новинку. Куклы у нас были как многодневные, требующие длительной работы, так и более упрощенной формы. Я их разрабатывала, как методическое пособие, а дети изготавливали.

         Взаимодействуя с театром моды, мы готовили макеты кукол для создания эскизов. Эти эскизы всегда занимали призовые места, чаще всего первые. Потому что они были объемными. В какой-то момент появились куклы предельно стилизованные. Помню макет одной из таких, у нее голова была сделана из пингпонговых шариков. Этот мультяшный образ придумала одна студентка дизайнерского факультета, которая, увидев потом, как мы смогли его воплотить в жизнь, была не то что приятно удивлена, а потрясена.

         В настоящее время существует мода на самую разнообразную куклу, а в то время я начинала работать с художниками, дизайнерами в плане усовершенствования образов. Например, с Еленой Есиной из Екатеринбурга, которая входит в ассоциацию кукольников Англии и Соединённых Штатов. И со временем больше стала менеджером кукольного бизнеса, что тоже очень интересно.

Повзрослевшие куклы

         Теперь наши куклы повзрослели, они стали частью того пространства, в котором мы работаем. Кукла ныне – это артобъект, она перешагнула рамки игровой куклы. Но я по-прежнему стараюсь, чтобы каждая была индивидуальна и не повторяла стилизованные образы с капризным личиком и длинными ногами. Создавая такие работы, студентки – модельеры-конструкторы, могут идеально оттачивать необходимые качества. Модельер-конструктор должен чувствовать моду, иметь развитый эстетический вкус, по возможности иметь пластическое мышление и уметь конструировать форму. Сегодня я работаю с такими студентами и формирую у них индивидуальный подход к созданию кукольных арт-объектов.

         Представляю вам вот эту куклу. Это Нежить. Почему именно Нежить? Начинала я как культуролог, изучала народные традиции, обычаи, обряды славян. И с детьми мы начинали изучать куклу с темы русалок. Как себе представляли русалок славяне? Это – прозрачные девы из воды, которые опасны, особенно для мужчин. Есть разные варианты представления русалок. Например, северный вариант, вологодский, звучит так: «…двухметровые бабы бегают аки лошади и забрасывают железные цицки за спину». У славянских кукол много мистической энергии, ее лучше не будить. Ей нельзя заигрываться.

         А эта Нежить – существо, которое ни в чем не участвует, но все понимает. Медитирующая особа, в ней есть что-то шопенгауэровское, ведь он считал, что человек должен отречься от мира и созерцать. Эта кукла – некий дух, эльф, который мне близок. Я ее сделала на одном дыхании. Грим на ее лице – не белый и не мертвецкий, здесь все построено на полутонах. Одежда создавалась исключительна тема, например, костюм XIX века, когда ты уже знаешь, в каком направлении двигаться и что нужно использовать.Здесь же я делала то, что в голову придет, как мне захочется. Использовала крой платья – ампир с завышенной талией – начало XIX века, императорский стиль. Она больше похожа на Офелию, и пришла из немецких легенд, хоть и изготовлена в 2003–2004 году.

Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://warmeshaus.ru/statii/94-kukly-v-skazkakh-i-zhizni#sigProGalleria360190b485

 

         Как-то раз я принесла ее в католический храм. У меня был хороший знакомый – духовник Викент, 1930 года рождения. Он назвал ее ведьмой. Церковь не принимает куклу, видя в ней языческий, обрядовый объект. Мне в таких случаях вспоминается первый эпизод фильма «Андрей Рублев». За что героя Ролана Быкова бьют и сажают в яму? Зато, что он – скоморох, представитель народной почвенной культуры. Привнесенное из Византии христианство тоже неприемлет языческую культуру.
         Но я как культуролог отношусь к этим явлениям иначе. Культура всегда есть там, где есть человек. Это объективный фактор, хотим мы его учитывать или нет.

         Например, к одному из семинаров я сделала куклу и назвала ее «Моя любимая бабушка», посвятив бабушке моего мужа Володи. Меня восхищает его семья. И восхищала эта женщина 1902 года рождения, прожившая 86 лет, имевшая три класса образования, но читавшая библию, напечатанную готическим немецким шрифтом, говорившая на поволжском диалекте, отличавшаяся большой мудростью, воплотившая в себе образ и моей родной бабушки, еще более старшей по возрасту. И вот я сделала такую бабушку-куклу. Она сидела в кресле-качалке. Я немного не угадала с размерами, торопилась, мне хотелось попасть с «бабушкой» на этот семинар – и качалка получилась не очень хорошо, но бабушка – замечательно, я старалась каждую тряпочку подбирать со смыслом. Вокруг меня всегда валяется гора лоскутков, потому что, когда ты делаешь куклу, ты не знаешь, в какой момент что может пригодиться. И «Моя бабушка» произвела на семинаре фурор, став одной из лучших авторских кукол, лишенных печати привычного клише. Сейчас она «живет» в германском посольстве в Казахстане.

 

Мне нравится ;)

Подписаться



Грамоты, дипломы

 

icivil.ru
Яндекс.Метрика